Автомобили в ТамбовеВсе статьи

Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств
2008-07-23 | ***


Какая бы ма?ина у Вас не была - новая или старая, приходит время и ей требуется ремонт. Простей?ие операции технического обслуживания автомобиля обычно проводят сами автолюбители. В сложных случаях приходится обращаться к специалистам. Путей здесь несколько: обратиться к знакомым, найти народного слесаря-умельца, которых хватает в любой гаражной зоне либо, наконец, заехать в автомастерскую. Какой путь луч?еш Все зависит от объема ремонтных работ и степени квалификации исполнителя. Но луч?е, с точки зрения правовых последствий, все работы по обслуживанию и ремонту автомобиля проводить в специальных мастерских, деятельность которых регулируется Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

В этом случае на страже ва?их интересов как потребителя будет стоять закон. А гаражные умельцы хоть и мень?е берут за свою работу, но как уже упоминалось, не несут при этом никакой ответственности.

Вывеска, информация о режиме работы, перечне оказываемых услуг (выполняемых работ; цены, гарантийные сроки и т.д. - все должно соответствовать закону.

В соответствии с пунктом 6 Правил оказания услуг, исполнитель обязан также предоставить потребителю для ознакомления следующую информацию:

а) Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;

б) адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления;

в) образцы договоров, заказов-нарядов, приемо-сдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем;

г) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

Кроме того, исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге (выполняемой работе) сведения, а также иметь и предоставлять по первому требованию потребителя книгу отзывов и предложений.

Наличие или отсутствие всей этой информации на качество ремонта особо не влияет, но на стоимости и многом другом может отразиться.

Например, вы приехали в мастерскую для замены пор?невых колец. Прейскуранта нет, сколько стоят услуги - неизвестно. Мастер "заломил" цену как за переборку всего двигателя. Во-первых, если нет прейскуранта или цен на предоставляемые услуги, луч?е поискать другую мастерскую, т.к. в этой "конторе", очевидно, пытаются обманывать государство, скрывая налоги. А значит, могут обмануть и вас.

Ознакомив?ись с необходимой документацией, вы уже имеете представление о тех видах ремонта, которые выполняет мастерская, и их стоимости. В зависимости от того, насколько будет велик объем ремонтных объем на ва?ем автомобиле и сколько будет на это занято специалистов, существует несколько вариантов ва?их дальней?их действий. Рассмотрим наиболее сложный вариант, когда и работы много, и все мастера должны быть заняты исключительно ва?ей ма?ины.

В том месте, где принимают заказы, вы пи?ите заявку с указанием необходимого объема ремонтных работ на автомобиле. Затем просите представителя исполнителя написать на ва?ей заявке дату и время предоставления ма?ины для заключения договора на выполнение услуг (работ). Заявка должна быть зарегистрирована в соответствующем журнале и возвращена вам. Можно это сделать и по телефону, но, в любом случае, с отметкой в журнале учета заявок.

В назначенное время вы с этой заявкой приходите в мастерскую и заключаете договор на производство работ. Этот документ может оформляться в различных вариантах, но, чаще всего, - это заказ-наряд. Форма, принятая в данной мастерской, должна быть выве?ена среди образцов на месте оформления заказов. Но, независимо от формы, договор, в соответствии с п.15 Правил оказания услуг, должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование и местонахождение (юридический адрес) организации исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
  • фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
  • дата приема заказа, сроки исполнения заказа, а если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, указываются периоды оказания услуг (выполнения работ);
  • цена оказываемых услуг (выполняемых работ; а также порядок их оплаты;
  • марка, модель автотранспортного средства, государственный номерной знак, идентификационный номер транспортного средства и номера основных агрегатов;
  • стоимость автотранспортного средства, определяемая по согла?ению сторон;
  • перечень услуг (выполняемых работ; перечень запасных частей и материалов исполнителя, их стоимость и количество;
  • гарантийные сроки на результаты оказания услуг (выполнения работ; если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или договором;
  • должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор; его подпись, а также подпись потребителя;
  • другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполненных работ).

Если вы оставляете автомобиль в мастерской, то необходимо составить приемо-сдаточный акт, в котором отражаются его комплектность, видимые наружные повреждения и дефекты, а также записаны переданные вами исполнителю запасные части и материалы с указанием цены, их точного наименования и описания.

После оформления всех документов у вас на руках должны остаться копии приемосдаточного акта и договора.

Но все это делается в случае проведения боль?ого объема ремонтных работ. А если работы проводятся тут же при вас и такие, которые не требуют специального контроля и проверки (?иномонтаж, мойка, замена масел и т.д.; то можно и не оформлять всю эту кипу бумаг. В этих случаях достаточно получить номерной талон, чек кассового аппарата или квитанцию об уплате.

Форма и порядок оплаты определяются согла?ением между вами и исполнителем. Но оплата выполненной работы, если иное не оговорено договором, должна производиться после ее окончания.

Для оформления заказа вам потребуется в обязательном порядке иметь при себе:

  • паспорт (документ, удостоверяющий личность);
  • документы, удостоверяющие право собственности на автомобиль (свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства или техпаспорт на автомобиль, справка-счет);
  • доверенность на право распоряжения автомобилем (если вы не собственник);
  • документы, подтверждающие наличие права на льготы.

Кстати. Своими льготами вы можете пользоваться и в том случае, если даже управляете автомобилем по доверенности.

Ва?и документы, перечисленные вы?е, нужны ли?ь для оформления необходимых бумаг. Свой паспорт вы, конечно, заберете, но ни в коем случае не оставляйте исполнителю свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства (техпаспорт) автомобиля. ?меется достаточно много случаев, когда специалисты мастерской, якобы для проверки качества проводимого ремонта ма?ины, вовсю раскатывают на ней и даже совер?ают дорожно-транспортные проис?ествия. А в соответствии с законодательством ответственность будете нести вы как владелец автомобиля.

В соответствии с п.20 Правил оказания услуг, вы как потребитель имеете право на выборочное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту, а исполнитель не вправе навязывать вам дополнительные услуги (работы; предоставляемые за плату. Он также не имеет права обусловливать исполнение одних услуг обязательным выполнением других.

Например. Очень часто мастерские навязывают такую услугу, как мойка, объясняя это тем, что грязную ма?ину они не обслуживают. Наверное, это правильно с точки зрения условий ремонта - кому интересно копаться под грязным днищем, когда за ?иворот летят комья глины или песка. Но навязывать данную услугу исполнитель не имеет права. Можно поставить условие, чтобы ма?ина была чистой, а потребитель уже вправе выбирать - мыть самому или заплатить за мойку. Тем более что полная мойка ма?ины и не всегда нужна…

Но это еще полбеды. Бывает, что за выполнение копеечной работы "накрутят" такую сумму, что мало не покажется! К примеру, вам нужно протянуть головку блока. Вам начисляют: снятие распредвала, как следствие - регулировку клапанов, натяжение цепи и т.д. В классических "Жигулях" действительно один ряд болтов, крепящих головку блока, находится под "постелью" распредвала. Но существует специальное приспособление, при использовании которого для того чтобы протянуть головку блока, ничего снимать не надо, а следовательно, и регулировать (если этого не требуется для ремонта).

Очень важным местом в договоре являются сроки начала и окончания выполнения работ, т.к. в случае их нару?ения вы имеете право на возмещение убытков.

Вы также вправе без объяснения причин расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) в любое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.

После выполнения (или аннулирования) заказа исполнитель обязан представить вам отчет о расходовании оплаченных им запчастей и материалов и возвратить их остатки, а также замененные (неисправные) узлы и детали. Оставлять их в мастерской нежелательно, т.к. некоторые из них могут потом использоваться специалистами мастерской в неблаговидных целях. Хотя Правила оказания услуг разре?ают исполнителю купить их у вас. Но тогда это другое дело - вы уже не будете за их неблаговидное использование нести даже моральной ответственности.

Многие мастера не любят, когда заказчик во время работы крутится рядом. Но Правила оказания услуг (ст.31) определяют ва?и права и в этом случае. "В любое время потребитель вправе проверять ход и качество оказания услуг (выполнения работ; не вме?иваясь в деятельность исполнителя. ?сполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях, с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии". При заключении договора вы можете даже записать свое обязательно присутствие при определенных видах работ (осмотр вскрытого блока или какого-то важного узла).

При получении автомобиля из ремонта необходимо предъявить копии договора и приемо-сдаточного акта. Перед выдачей ма?ины исполнитель обязан еще раз в ва?ем присутствии провести контроль полноты и качества выполненных работ, комплектности и сохранения товарного вида автомобиля.

Все претензии, касающиеся комплектности или подмены отдельных составных частей автомототранспортного средства, вы обязаны предъявить исполнителю непосредственно при получении его в мастерской. В противном случае вы теряете право в дальней?ем предъявлять по этим вопросам исковые требования.

Если же будет обнаружено, что ва? автомобиль испорчен, имеются повреждения, не оговоренные в приемосдаточном акте, а не дай Бог, нет и самой ма?ины, а также при утрате, порче, повреждении запасных частей и материалов, представленных вами для ремонта, исполнитель обязан известить вас об этом и в трехдневный срок предоставить безвозмездно в ва?у собственность автомобиль (запасные части, материалы аналогичного качества) либо возместить двукратную стоимость утраченного (поврежденного) автомобиля (запасных частей, материалов; а также все ва?и расходы, связанные с этим случаем.

Это очень важное положение, поскольку при проведении ремонтных работ случается всякое.

Пример. В одной мастерской при ремонте оборвалась таль с прикрепленным к ней двигателем, и все это упало на кры?у ремонтируемой ма?ины. Можете себе представить, в каком виде был этот автомобиль. Но кры?у отрихтовали, за?паклевали и все ма?ину покрасили. В заказе были и рихтовочные, и подкрасочные работы.

При получении автомобиля заказчик обратил внимание на то, что ма?ина полностью перекра?ена. ?сполнитель объяснил, что ему было проще ее покрасить полностью, чем делать это частично, т.к. краска по цвету не очень совпадала, и успокоил, что вся покраска - за счет фирмы. Заказчику это показалось странным, и он ре?ил более внимательно осмотреть автомобиль. Совер?енно случайно он заметил, что снималась об?ивка салона (потолок). ?сполнитель не смог объяснить этот факт. После тщательного осмотра ма?ины, с пригла?ением автоэксперта, все выяснилось.

В результате заказчику возместили все, что ему в этом случае было положено возместить по закону, в том числе и оплату работы автоэксперта и моральный вред. При этом заказчик даже не прибегал к помощи суда, т.к. исполнитель прекрасно понимал свою вину и знал, что через суд это обойдется ему намного дороже.

Главное, чтобы вы смогли доказать, что эти повреждения произо?ли по вине исполнителя.

Все недостатки, обнаруженные вами в ходе приемки ма?ины, в том числе связанные с подменой составных частей и некомплектностью транспортного средства, вы обязаны немедленно заявить исполнителю и сделать об этом запись в приемо-сдаточном акте или ином документе, удостоверяющим приемку, который должен быть подписан ответственным лицом исполнителя.

Явные недостатки (вмятины, подтеки и т.д.) обнаружить достаточно легко. А что делать, если гарантийный срок не был оговорен, а недостатки ремонта проявились уже после приемки заказа. В соответствии с п.35 Правил оказания услуг, вы вправе предъявить законные требования к исполнителю в разумный срок по их обнаружению.

Но в случае разногласий по поводу недостатков оказанной услуги (выполнения работ) или тех же сроков вы можете обратиться к автоэксперту. Причем, в случае ва?ей правоты, оплачивает экспертизу исполнитель. Вернее, оплачивает в любом случае исполнитель, но если окажется, что вы не правы, то обязаны вернуть ему деньги.

После оказания услуг (выполнения работ) исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию:

  • о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов оказания услуг (выполнения работ);
  • о сроках службы или годности, необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если результаты работы по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Данная информация может записываться в технический документации, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов услуг (работ).