Сборник "Спутник Потребителя"Все статьи

Особенности покупки мебели.
2007-08-23 | Добрынина М.К.


Потребитель может купить мебель в магазине и на рынках (у индивидуальных предпринимателей) двумя способами:

1. Продажа мебели путем передачи товара в магазине (со склада) или на рынке сразу после оплаты.

2. Продажа мебели в магазине или на рынке по образцам с заключением договора купли-продажи, с условием доставки в определенный срок по указанному адресу.
Первым способом пользуются потребители, которых удовлетворяет
ассортимент мебели, выставленный в торговом зале для продажи.

Продажа должна осуществляться согласно Правил продажи отельных видов
товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19.01.98г.

На каждом образце мебели должна быть следующая информация о товаре:
- наименование мебели и функциональное ее назначение;
- изготовитель ( с указанием юридического адреса);
- наименование материалов, используемых для ее изготовления и отделки;
- гарантийный срок, установленный изготовителем;

При выборе мебели в торговом зале не надо забывать, что после того, как оплатили мебель, получили кассовый и товарный чек, а дома выяснилось, что не подходит мебель по габаритам или по цвету, то обменять ее или возвратить продавцу нельзя!

Мебель входит в Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. По этому, чтобы быть уверенным, что мебель изготовлена из материала качественного безопасного для жизни и здоровья человека, у потребителя есть право потребовать у продавца для ознакомления сертификат соответствия или копию сертификата, заверенную изготовителем подписью, печатью с указанием адреса изготовителя. При отсутствии сертификата у продавца не рекомендуем покупать мебель.

Покупают мебель не на один год. Этот товар длительного пользования и по Закону изготовитель вправе устанавливать срок службы мебели. Срок службы – период, в течении которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Обычно срок службы мебели устанавливается не менее 10 лет. Прочитать срок службы покупатель может в ярлыке изготовителя, приклеенном на мебель или в отдельной инструкции. На диваны, ку?етки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, ?кафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий изготовитель обязан устанавливать срок службы так как по истечении этого срока мебель может представлять опасность для жизни и здоровья потребителя.

В магазине должна быть информация о способах, сроках и условиях доставки мебели. Сборка и доставка мебели осуществляется за отдельную плату, если иное не установлено договором.

При покупке мебели требуйте товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, артикул мебели, количество предметов, входящих в набор (гарнитур) мебели, количество необходимой фурнитуры, цена каждого предмета, общая стоимость набора мебели, вид обивочного материала.

Вторым способом можно приобрести мебель в торговых предприятиях, торгующих мебелью по образцам, с предварительным оформлением письменного договора купли-продажи с покупателем. Продажа мебели осуществляется продавцами согласно «Правил продажи товаров по образцам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 918 от 21.07.1997г. Однако, при продаже мебели по образцам применяются и общие положения Правил продажи отдельных видов товаров, изложенные в первом способе покупки мебели.

Образцы мебели должны быть выставлены в торговом помещении с полной информацией о товаре. При продаже комплектов (наборов) мебели в торговом зале могут оформляться интерьеры, имитирующие жилые, бытовые помещения, кухни, а также стенды с образцами тканей или отделочных материалов, применяемых для производства изделий. При выборе мебели по образцам покупатель имеет право ознакомиться с каталогами, проспектами, фотографиями и другими информационными материалами.

Продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке мебели, сборке и установке за отдельную плату. При заключении договора купли-продажи покупатель может отказаться от этих и других услуг. Если, согласно инструкции изготовителя, мебель требует сборки специалистами сервисной службы, то эта услуга включается в условия договора.

Договор купли-продажи мебели по образцам заключается в месте продажи мебели в письменной форме, подписанный продавцом и покупателем ( в двух экземплярах).

В договоре обязательно должно быть указано:
- наименование и юридический адрес продавца, фамилия, имя, отчество покупателя и адрес, по которому доставляется мебель;
- наименование товара, артикул, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена каждого предмета и общая сумма;
- вид оказываемой услуги, время ее исполнения и стоимость;
- обязательства продавца и покупателя;
- порядок и условия оплаты мебели: предварительная, оплата после доставки и передачи товара покупателю или другие условия;
- способы, сроки и условия доставки и передачи товара покупателю.

Образец договора купли-продажи по образцам в Приложении №___. После заключения договора продавец обязан передать мебель покупателю соответствующую образцу или описанию в каталогах, проспектах. Правилами предусмотрена доставка мебели по образцам путем отправления продавцом товара железнодорожным транспортом, автомобильным, возду?ным с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре.

Покупатель до передачи ему заказанной мебели вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в связи с совер?ением действий по выполнению договора.

Сроки доставки мебели покупателю, заказанной по образцам.

Доставка мебели транспортом в пределах населенного пункта, где она продана осуществляется не позднее трех календарных дней с момента оформления и оплаты покупки. Другой срок доставки мебели может устанавливаться письменным договором.

Если в договоре срок доставки мебели не определен и нет возможности его определить, то мебель должна быть передана покупателю в разумный срок, а если обязательство не исполнено в разумный срок, то продавец должен его выполнить в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об его исполнении.

Если договором предусмотрена сборка мебели, то срок выполнения этой услуги определяется согла?ением сторон, но не позднее семи календарных дней с момента доставки товара покупателю.

При доставке мебели по указанному адресу покупателю не рекомендуем подписывать документ о приеме мебели пока не проверит в присутствии лица доставив?его товар, соответствие мебели заказанному образцу и условиям договора. Обязательно надо проверить качество мебели и комплектность. Правилами предусмотрено, что при передаче продавцом мебели с нару?ением условий договора (о количестве предметов, несоответствии цвета и т.д. покупатель должен не позднее двадцати дней после получения мебели известить продавца об этих нару?ениях заявлением в письменном виде.

Если продавец после заключения договора взял обязательство выполнить заказ для использования мебели в конкретных целях, то он обязан передать покупателю мебель, пригодную для этих целей.

Продавец обязан с мебелью передать покупателю не только кассовый и товарный чеки, но и инструкцию, другие документы изготовителя мебели, в которых продавец указывает дату начала гарантийного срока и срока службы. При этом покупателю надо знать, что гарантийный срок мебели, установленный изготовителем начинает действовать не с момента оплаты товара, а с даты доставки мебели к месту назначения. Если мебель требует сборки специалистом магазина, то гарантийный срок начинается с даты сборки.

В период гарантийного срока в мебели могут проявиться недостатки по вине изготовителя. В таком случае потребитель имеет право предъявить в письменном виде требования продавцу, также как и по другим некачественным товарам, согласно статьи 18 Закона «О защите прав потребителей».

На период бесплатного ремонта мебели или замены на аналогичную качественную во временное пользование мебель не предоставляется.


Примеры из жалоб потребителей.

1. Потребитель в торговом зале магазина выбрал кухонный гарнитур по цвету соответствующий цвету стен кухни. Продавец сообщил, что такая мебель есть на складе магазина и в этот же день ее могут доставить на дом. Потребитель осмотрел все предметы гарнитура (образец) и оплатил покупку, получив кассовый чек. О том, что ему должны дать товарный чек, правильно заполненный, он не знал. Продавец товарный чек не дал. Услуг доставки мебели в квартиру также оплатил в магазине. Мебель привезли рабочие в квартиру в этот же день и сразу уехали. Факт приема мебели не был ни каким документом зафиксирован. При вскрытии упаковки потребитель обнаружил сколы на ?кафу, цвет мебели другой, совер?енно не подходящий для кухни, и для сборки не было полного набора комплектующих деталей. Покупатель по телефону сообщил об этом продавцу с требованием заменить на тот гарнитур, который он выбрал. Обещали разобраться, но срок не установили. Две недели потребитель ждал, чтобы забрали мебель ненадлежащего качества, получал только обещания. После обращения в общественную организацию по защите прав потребителя, требование о замене кухонного гарнитура было выполнено магазином, через 20 дней.

О?ибки потребителя:
- не потребовал у продавца при покупке кухонного гарнитура товарный чек с указанием в нем цвета мебели и всех комплектующих изделий. Поэтому продавец не признавал своей вины в замене цвета мебели и недостающих комплектующих изделий;
- потребитель при обнаружении недостатков не должен был ограничиваться телефонными переговорами с продавцом, а следовало написать заявление руководителю магазина, изложить свои требования и указать срок их выполнения (По правилам срок замены товара на аналогичный – не более 7 дней). В заявлении поставить дату и свою подпись. Себе оставить копию заявления с подписью и датой приняв?его представителя магазина;
- за нару?ение срока замены мебели потребитель мог бы получить от продавца в добровольном порядке (статья 23 Закона «О защите прав потребителей») неустойку в денежном выражении по 1 проценту от стоимости гарнитура за 13 дней (20 дней – 7 дней; но не получил, так как дата обращения покупателя с требованием о замене мебели не была документально подтверждена. Телефонные требования потребителя позволили продавцу нару?ать Закон «О защите прав потребителей» БЕЗНАКАЗАННО! По этой же причине у потребителя не было основания требовать возмещения морального вреда руководителем магазина.

2. Покупателю понравилось качество мебели в магазине, торгующем по образцам мебелью (изготовители – другие регионы России) и заказал мебель для прихожей.
Продавец записал в свой журнал заказ с указанием вида мебели, адреса и номера
телефона покупателя. В этом магазине предварительную оплату не берут. О сроке
доставки мебели обещали сообщить по телефону, как только передадут заказ.

Ориентировочно в течение двух недель предполагали получить заказ. Потребитель старую мебель из прихожей вынес в ожидании новой, вследствие чего получил неудобства. Через 2 недели магазин сообщил по телефону, что заказ мебели задерживается из-за временного отсутствия каких-то материалов на фабрике и определенный срок получения мебели установить не может.

Потребитель отказался от заказа и обратился с жалобой на этот магазин.

Нару?ения продавца:
- не заключает с покупателями письменный договор купли-продажи по образцам с соблюдением законных правил;
- в магазине нет информации о Правилах продажи товаров по образцам;
- потребителя ставит заложником приобретение мебели по образцу из-за отсутствия оформления документального срока доставки мебели. Потребитель имеет право обратиться в суд с требованием о взыскании с этого продавца морального вреда. (статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».




Добрынина М.К.
По вопросам можно обратиться по телефонам
75-27-98
8-910-658-27-98