Сборник "Спутник Потребителя"Все статьи

Выполнение отдельных видов работ и услуг.
2007-08-23 | Добрынина М.К.


Выполнение отдельных видов работ и услуг.

В различных сферах выполнения заказов потребителей есть свои особенности, которые изложены в Правилах, утвержденных Правительством Российской Федерации. В настоящее время действуют 17 Правил.
Потребитель может познакомиться с правилами, когда заходит в любую организацию, предоставляющую платные услуги по ремонту бытовых товаров, по ремонту автомототехники, коммунальные, почтовые, медицинские и многие другие.
Мы знаем, что в практике, потребитель при посещении почтового отделения или ателье, или стоматологического кабинета или железнодорожного вокзала не интересуется Правилами этой услуги. Правила на видном месте есть, но потребитель не придает значения тому, что там написано. А в результате многие проблемы возникают из-за того, что он не знал особенностей услуги, изложенной в Правилах.

Пример из практики жалоб потребителя:

Женщина хотела отправить бандеролью лекарства родственнице в Сампурский район, весом 200 грамм. В почтовом отделении ей отказали в приеме бандероли и сказали, принять могут лекарство только посылкой по указанному адресу. В почтовом отделении Правила оказания услуг почтовой связи были, и оператор предложила женщине прочитать причину отказа в отправке лекарства бандеролью. Потребитель читать Правила отказалась и при?ла с жалобой в общественную организацию «Голос потребителя». Там подтвердили законность действий оператора в том, что лекарство принято для отправления адресату посылкой. Потребителя познакомили с пунктом 14 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005г. №221, в котором указывается, что бандеролью можно отправить малоценные печатные издания, рукописи, фотографии весом от 100 грамм до двух килограмм. Все остальные вложения отправляются адресату посылкой.
Знакомство с правилами разных услуг поможет потребителю получить знания особенностей оформления заказа. Например, согласно Правил бытового обслуживания населения договор об оказании услуги оформляется в письменном виде квитанцией или иным документом, а если услуга или работа выполняется в присутствии потребителя, то договор может быть оформлен путем выдачи кассового чека, билета, и т.д.
В то же время, договор об оказании платных образовательных услуг заключается только в письменной форме.
Договор оказания услуг телефонной связи заключается в письменной форме (п. 48). Причем, в Правилах оказания услуг телефонной связи есть одна важная особенность: договор может заключить на получение услуг телефонной связи в письменном виде гражданин в возрасте с 14 лет до 18 – летнего возраста только с письменного согласия родителей, усыновителей, попечителей.
Владельцам автомобилей, пользующимися услугами авторемонтных предприятий очень важно знать особенности оформления сдачи в ремонт автомобиля. Согласно Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001г. № 290, одновременно с договором об оказании услуги оформляется приемосдаточный акт, в котором указывается комплектность, видимые повреждения наружные, дефекты автотранспорта, сведения о предоставлении потребителям запасных частей, материалов, с указанием их точного наименования, описания, цены. Акт должен завериться печатью исполнителя.
Потребителю важно знать свои права и обязанности, а так же исполнителя, в период оказания ему услуг. К примеру:
- в Правилах оказания почтовых услуг связи потребителю даны права: продлить срок хранения почтового отправления или почтового перевода; имеет право получить обратно регистрируемые почтовые отправления и переводы, еще не отправленные по назначению, потребитель может отказаться от получения почтового отправления и перевода, сделав отметку об этом на почтовом отправлении.
- в то же время оператору почты дано право задерживать внутренние почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке в мете их обнаружения. Знание этого права оператора для потребителя, пользующегося почтовыми услугами имеет значение
- согласно Правил по киновидеообслуживанию населения, зритель при посещении киновидеозрелищных предприятий обязан сохранять билет до окончания сеанса (п. 25). Кроме обязанностей правилами даны права, в том числе право: «в случае демонстрации киножурнала зрители, не пожелав?ие приобрести билет на его просмотр, должны иметь возможность беспрепятственного прохода в зал для просмотра основного киновидеофильма.
В Правилах указываются особенности качества выполняемых услуг. Например в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства от 23 мая 2006г. № 307 отражены потребительские свойства и режим предоставления услуг холодного и горячего водоснабжения, которые должны соответствовать гигиеническим требованиям по свойству и составу воды.
Есть в Правилах особенности оплаты услуг, поэтому рекомендуем с ними познакомиться, прежде чем оплачивать. Например:
- собираясь поселиться в гостинице в ночное время, с потребителя могут взять оплату боль?е, чем положено, если потребительне знает пункта 13 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации «Плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом – с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается.
Согласно Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005г. №310, если абонент услуг телефонной связи выезжает из квартиры, а члены семьи остались проживать, то один из членов семьи может переоформить договор с письменного согласия других членов семьи, зарегистрированных по месту жительства в этой квартире (пункт 126). Оплата за переоформление договора оказания услуги местной телефонной связи без изменения номера телефона взимается в размере месячной абонентской платы (пункт 90).
Некоторые Правила предусматривают не только размер срока выполнения работы или услуги, но и порядок его исчисления. Примером могут быть Правила оказания услуг телеграфной связи, которые определяют сроки прохождения доставки телеграммы в зависимости от пунктов назначения:
- между административными центрами субъектов Российской Федерации и внутри любого населенного пункта, имеющего телеграфную связь для телеграмм «срочная» не более 4 часов, а если обыкновенная, то не более 8 часов;
- Между иными населенными пунктами, имеющими телеграфную связь для телеграмм «срочная» не более 4 часов, а если обыкновенная, то не более 12 часов.
Эти сроки установлены с момента приема телеграммы до вручения адресату. Если срок доставки будет нару?ен, то оператор несет ответственность в порядке и размерах, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».
Закон «О защите прав потребителей» (ст. 10) обязывает исполнителей работ и услуг предоставить потребителю информацию о Правилах выполнения работ и услуг. Причем, Правила должны быть размещены в доступном для потребителя месте. Предположим, в какой-то сфере обслуживания потребителю при оформлении Заказа работы или услуги не дали возможность познакомиться с Правилами, в которых были особые условия пользования выполненной работой или услугой. Потребитель из-за отсутствия полной информации об этих особенностях неправильно использовал вещь или методику тренировок и получил вред здоровью или имуществу. В этом случае Закон (ст. 12) дает право потребителю независимо от времени со дня передачи работы, услуги потребовать от исполнителя возмещения ущерба.




Добрынина М.К.
По вопросам можно обратиться по телефонам
75-27-98
8-910-658-27-98